Творения Джорджа Лукаса во многом перевернули современный кинематограф. А ведь он автор не только "Звездных войн" и "Индианы Джонса", но и таких картин, как "Американские граффити", "Такер: человек и его мечта" и ряда других. А первым в его фильмографии стоит снятая в 1971 антиутопия THX1138, которую сегодня показали по ТВ.
Этот фильм - классическая орвелловская антиутопия. Мрачное будущее, обезличенные люди, и один восстает против системы. Фильм Лукаса стал первым и затем разошелся на цитаты: оказывается, целые эпизоды в "Матрице" просто-таки содраны оттуда. А также в "Гаттаке", "Эквилибриуме", "Троне", "Секс-миссии" и т.д. Вспоминается и собственно "1984" Оруэлла, но там будущее погрязло в дефиците и неустроенном быте, а а Лукаса все страшнее - у людей все есть, кроме любви.
Картина удивляет высоким качеством съемок при крайне ограниченном бюджете. И сегодня фильм смотрится вполне современно, единственное, что устарело - телевизоры с проводными пультами ДУ да бегущие по экрану строчки на Фортране. Интересна религиозная линия - во что в таком обществе превратилась церковь. В THX впервые мы видим эпизоды на полностью белом фоне - то, что потом было в "Матрице". И первые попытки компьютерной графики (в 2004 фильм был перемонтирован и обновлен Лукасом). Причем исходно этот фильм - дипломный проект Лукаса (снят в 1967), который Кополла профинансировал, превратив в полноценное кино.
Художественные достоинства картины многолики, но прежде всего это принципиально новые визуальные формы, работа камеры (как великолепно снят эпизод продирания главного героя сквозь толпу!) и дизайнеров, отточенность в мелочах, убедительность сюжета. Талант Лукаса тут виден сразу.