Когда мы смотрим фильм и восхищаемся картинкой, то невольно задаем себе вопрос "Как же это снято?" Последние 10 лет все понятно - компьютерная обработка изображения позволяет сделать все, что угодно, вот "Небесный капитан и мир будущего" и "300 спартанцев"  снимали в студии без декораций, а начало "Капитана"  делалось режиссером дома на коленке в Maya и Adobe Effects. А как же раньше обходились?   90% приемов спецэффектов придумал еще Мельес в XIX веке. Итак кое-что любопытное по технологиям и конкретным фильмам:

1. Человек-невидимка, космические съемки: метод "Блуждающая маска". Объект (человек, корабль) снимается на фоне черного бархата, затем пленка проявляется, но не закрепляется и на нее же снимается фон. После проявления на пленке получается "блуждающая маска" - засвеченный участок, закрывающий собой фон. Так снимали всех "Человек-невидимок", а также космические бои в старых Star Wars. Лукас довел технологию до совершенства - в финале "Возвращения джедая" на пленку накладывалось до 90 слоев (масок).
2. Цветное кино до изобретения цветной пленки. "Унесенные ветром" (1939) снимались по кошмарной технологии Technicolor. Каждая сцена снималась на ч/б пленку тремя камерами через три цветных фильтра, для просмотра также использовались три проектора. Главной проблемой было одинаково проявить все три пленки, иначе тут же уходил оттенок. Для проверки ухода оттенка (цветной фотографии еще не было!) каждую сцену зарисовывал художник и по его эскизу подбирали время проявки. Диснею с его "Белоснежкой" было проще, там уже имелись цветные рисунки.
3. При съемках "Экипажа" под Сочи действительно устроили селевой поток, вылив два десятка тонн воды с натуральными камнями. Сцены ремонта самолета в воздухе снимали в аэродинамической трубе ЦАГИ в Жуковском. Хвост отрывали макету самолета в масштабе 1:1. Сам самолет б\н 85131 списан, но цел до сих пор на территории одной из воинских частей.
4. При съемках "Через тернии к звездам" выделили очень мало денег на фильм. В итоге дизайн робота был сделан из старого ведра (!), космопорт снимали в Шереметьево-2,  невесомость снималась в бассейне с большим риском для жизни - осветительные лампы самопроизвольно взрывались, и их надо было успеть выдернуть из воды до того, как ток замкнется через бассейн с актерами.
5. При съемках "Возвращения с орбиты" была создана уникальная установка для имитации невесомости. Над ней инженеры работали год. Будрайтис отказался в нее лезть, на что автор проекта при помощи простой ненормативной лексики объяснил ему, кто он такой, после чего Будрайтис безропотно полез и отработал все эпизоды в космосе.
6. В "Звездных войнах" (4-6 эпизоды) космические сцены снимались покадрово: макет корабля фиксировался на фоне черного бархата, а вокруг него по сложной траектории перемещалась камера. Координаты каждого кадра рассчитывались программируемым калькулятором. В результате впервые на экране корабли вращались со всех сторон, чего не удалось показать Кубрику в "Космической одиссее". Перед съемками атаки на Звезду смерти Лукас отсмотрел несколько сотен часов документальных кадров воздушных боев второй мировой.
7. В фильмах 50-х гг. для показа "инопланетного чудовища" нередко применяли макросъемку какой-нибудь букашки. В увеличенном виде земное насекомое имело вполне неземной и устрашающий вид.
8. У Ч. Чаплина есть эпизод: он идет по тюрьме, там тренируется палач с секирой, и секира вонзается в землю точно впритык к ботинкам Чарли. Снять такую сцену впрямую оказалось невозможно: секира была натуральная, и это было просто опасно. Снимали ее обратной съемкой: сначала воткнули секиру, затем палач ее выдергивал, а Чарли делал шаг назад.
9. Снова о цвете: Бондарчук из патриотических соображений отказался снимать "Войну и мир" на пленку "Кодак", сняв все на "Свему". Пленка выцвела уже к середине 70-х годов, из-за чего к Бондарчуку прилепили прозвище "патриот хренов". Недавнее компьютерное восстановление фильма обошлось в 20 миллионов долларов.

Отредактировано Bookworm (2007-07-20 20:57:56)